Космогенезис: Шри Янтра

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 744.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 159.

Одним из наиболее ранних уцелевших экземпляров Шри янтры является хранящийся в религиозном институте Шрингари Матха, основанном философом Шанкарой в VIII в. н.э., хотя ее образность относится к гораздо более ранне­му периоду. Гимн, относящийся к Атхарваведе (1200 г. до н.э.) содержит описание фигуры, основанной, подобно Шри янтре, на десяти геометрических перестановках.
Шри янтра является одним из орудий наставления в ритуале Шри Видья, который, в сущности, включает эзотери­ческую пятнадцатисложную мантру, представляющую верховную божественную силу, проявленную в форме вселен­ной. Шри Видья была главной формой поклоне­ния божеству многих известных мудрецов и до сей поры сохранилась среди многочисленных сект тантризма.
Шри янтра (также известна как Шри чакра, чакра -круг) является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объеди­няет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содер­жит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух на­чал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предполагает третий принцип - единство, принцип, которому подчинены два предыдущих. И именно это единство преодолевает двойственность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармоничном размещении треугольников в Шри янтре. Исходя из того, что Шри янтра является представлением макрокосмической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете, бескачественным, Шри янтра представляет все «части» целого: все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую завер­шенность, другими словами, все, данное опыту, так же как и трансцендентную безграничную полноту.
Философской основой всех янтр является теория трид­цати шести космических принципов (таттв), которые обяза­ны своим происхождением синтезу Шивы-Шакти. Это по­служит действенным подспорьем и в понимании Шри янт­ры, если янтра и таблица схем (таттв) будут рассматривать­ся вместе.
Космическая эволюция проходит определенные ста­дии. Исходя из первоначального спокойствия, космос рас­ширяется и проходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы возвратиться к первоначальной «целостнос­ти». Предшествующая творению стадия эволюции - состо­яние полной пустоты, чистейший принцип творения, Шива. Началом созидания является всепроникающий принцип (Па-рамашива или Самвит) в объединении с Шакти (ее потен­циальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слы­шим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного со­держания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание - космическая концепция Самости (Вселенс­кое Эго, «я», или, на санскрите Ахам) как самовозгорающего­ся света (пракашика-свабхава). Осознание Самости явля­ется динамической бесконечной силой и свободой (сватан-тра). Другие санскритские термины для обозначения того же понятия - Майя, Шакти, Вимарша. Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягае­мости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внеш­ней силы, которая действовала бы как противоединство. Существует только Одно без другого, и все стадии являют­ся частью этого чистого Видения.
Реальность отображена в первичном символе космо­са - бинду, который покоится в центре Шри янтры: «Когда масса солнечных лучей Верховного Шивы отражается в зер­кале чистой Вимарша (Шакти), Махабинду возникает на стене сознания, освещенного отраженными лучами» (Камакалави-ласа, ст. 4). В предшествующей творению стадии Шива, в абсолютном состоянии называемый Самвит, является ясным зеркалом, которое, в его неиссякаемой свободе, отражает вселенную, подобно тому, как обычное зеркало отражает фигуры. Как зеркало не может быть отделено от отражения, так же и Шива не может быть отделен от вселенной, образ которой он отражает. В противоположность Щиве как сия­нию космического сознания, Шакти является могуществен­ной силой (Вимарша), которая вызывает отражение вселен­ной и сияет как лучистое зерно (Махабинду).
Итак, точка, которая является первой формой, появ­ляющейся в пустоте (она изображена в центре Шри янт­ры), есть трансцендентное, зачаточное состояние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отра­жает тот уровень творения, на котором все сложные энер- гии вселенной дремлют, отражает царство безграничных возможностей.
Появление точки есть зарождение всех лепестков-воз­можностей, которые будут распускаться на соответствую­щих фазах эволюции. Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду хранит вселенную, не исшедшую еще из первичной монады. Гово­ря философским языком (в терминах теории творения Шайва-Шакти), это - сознание «я» Шивы, в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творящей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность «стягивается» в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспре­дельного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зеркально чистом сознании Шивы, есть уже само по себе отрицание беспредельности Шивы.
Творческий импульс высшего существа возникает под воздействием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется. Космическая эволюция начинается с расщепления первичного единства на два и видоиз­менения первоначальной однородности точки: «две бин­ду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таин­ственном взаимонаслаждении, сейчас расширяются и сжи­маются (в проявлении вселенной). Они - причина сотворе­ния звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящи­еся» (Камакалавиласа, ст. 6).
В символике янтры этот процесс сотворения мира называется висарга-мандала (висарга - излучение, истека-ние). Две бинду представлены в санскритском алфавите придыхательным X. Когда X произносится на выдохе, оно соответствует животворящему излучению (висарга) космо­са. На этой стадии «пара» все еще структурно не разделе­на: даже как два, она есть одно.
Мощный импульс порождения, в котором Шива-Шакти соединяются, чтобы произвести бинду, первичное семя все­ленной, иногда сравнивается с человеческим половым влечением. «Сексуальному» аспекту Шивы-Шакти не следует придавать излишнее значение. В акте творения нужно ви­деть не совокупление божественных существ, но разверты­вание мировых принципов, производящих две силы, вещество и антивещество, неизменного Шиву (Чит Самвит) и изменяю­щуюся энергию (Чит Шакти), полных света (пракаша) и мощи (нимарша) и дающих жизнь звуку (нада) и материальной силе (мула-пракрити, или кала). Грубая ошибка - рассматривать Шри янтру только как эротический символ.
На основе двух бинду выходит первичный звуковой принцип надатмика шакти. Санскритские буквы, что написа­ны по спирали на янтре, начинаясь от внешнего края янтры и заканчиваясь в бинду, представляют грубый аспект кос-мического звука, получающийся от соединения Шивы-Шак-ти. Две бинду поэтому относятся ко всему санскритскому алфавиту. Так же, как первая и последняя буква, А и X, заклю­чают все звуки, находящиеся между ними, так и две бинду, соединившись, заключают семя вселенной. В этом отноше­нии буквы представляют тонкие энергии всех элементов: «эфира, воздуха, огня, воды и земли. Модификация этих пяти элементов, или фигур, их представляющих, «образует всю вселенную, микрокосм и макрокосм».
При дальнейшем расширении и сокращении энергий проявляется первичная космическая утроба, и бинду распо­лагается в первой из мировых форм - перевернутом треу­гольнике в центре Шри янтры. В этой фазе таттвы Шивы и Шакти полностью развернуты в различные категории, одна­ко все еще сопряжены в единстве первичного треугольника (Кама-Кала). Эта фаза характеризуется тем, что Шакти осоз­нает свои троичные характеристики - творящую волю (ичч-ха), которая является первопричиной творения, необоримую силу разделений, или знание (дхьяна), которая способству­ет возникновению множественности, и ее силу действия и движения (крия). Троичная активность Шакти описывается в Малинивиджайоттара Тантре (П, 6-8): «О, Дэви, она назы­вается Шакти, она неотъемлема от хранителя мира, она при­нимает желание природы (иччхатва) его, кто желает творить. Слушай, как она достигает множественности, хотя есть одна. Именно так вещь становится для процесса творения «этим», а не другим, благодаря той, что носит в этом мире имя Джняна Шакти. Когда идея воплощается - «да будет так» - сила, производящая это воплощение, есть Крийя Шакти».
Эти тройственные аспекты Шакти сводились в фило­софских трудах (Камакалавиласа, ст. 22) к триаде базовых качеств, составляющих мир. Эти качества представлены в трех аспектах Шакти и в трех фазах космического звука:

 

Богиня (Шакти)

Аспект Шакти

Звуковая манифестация

Стадии мирового процесса

Вама

воление (иччха)

тонкий звук (пашьянти)

творение

Джиенштха

знание (джняна)

средний звук (мадхьяма)

сохранение

Раудри

действие (крийя)

произносимый звук(вайкхари)

растворение

 

Шри янтра, считающаяся величайшей из известных янтр, показывает великолепие Шивы-Шакти, соединившихся для того, чтобы создать основополагающие принципы жизни (тат-твы). Будучи графическим символом сложной космоло­гической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрывающая теорию творения и его кате­горий. Она также демонстрирует, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические прин­ципы жизни истекают из первоначальной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения.
Эти первичные категории, символизируемые треуголь­ником, вызывают трансформацию только в самопознании Шивы-Шакти; они не присутствуют вне ума и поэтому не вызывают к существованию ни одного элемента различе­ния в верховном единстве. На этой стадии творения дух все еще утверждает свое владычество над материальной при­родой, и три аспекта Шакти составляют ее самопознающую творящую деятельность в ее ограниченной вселенной. С философской точки зрения, эта стадия соответствует чис­тому сотворению таттв Шивы. Только на следующей стадии первичная однородность Шивы-Шакти разделяется в мани­фестациях.
После начальной кристаллизации первоэнергии, тон­кие принципы материи и духа начинают обретать свою вне­шность, и целостный процесс творения изменяет курс, по­скольку материя начинает доминировать над духом. На этой стадии первоначальное единство расщепляется на два по­тока, на субъект и объект, в которых появляются все разде­ления и противоположности. Эта фаза обозначена на Шри янтре девятью взаимопереплетенными треугольниками.
Треугольники Шри янтры называются девятью косми­ческими утробами (Нава-йони) и соответствуют девяти ка­тегориям природы в макрокосмосе. Треугольники образу­ют две группы: четыре треугольника вершинами вверх (из­вестные, как шрикантхи) исходят из принципа Шивы и фор­мируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; пять треугольников вершинами вниз представляют принципы Шакти, и из них исходят материальные элементы макрокос­ма - земля, вода, огонь, воздух, эфир - пять соответствующих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия. Это органы действия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос). Две группы треугольников взаимо перекрещиваются, демонстрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Так объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное сорока тремя меньшими треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внут­ри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным ограждением снаружи. С философской точки зрения, эта стадия представляет единство всех элементов природы: «О, Верховное Единство, весь космос есть Шри чакра, образуе­мая двадцатью пятью таттвами - пятью элементами, пятью танматрами, десятью индриями, плюс Ум, плюс Майя, плюс Шуддха-видья, Махеша (Шива) и Садашива».

Космический порядок

В соответствии с индийской теорией эволюции, космос рассматривается как континуум. Все, что рождается, будет развиваться, стареть и снова растворяться в первичной реальности, из которой оно родилось. Подобно кругу, космический порядок представлен в непрерываемой длительности. Так, никогда не было «первого» и не будет «последнего» мира, никогда не будет периода, в котором вселенная достигла бы стадии полного разрушения или полной интеграции.
Существуют три степени космического процесса: творение, сохранение и растворение. Это представлено в индийской иконографии и воплощается в образе индуистской троицы: Брахмы -Творца, Вишну-Защитника и Шивы- Разрушителя.
Структурный синтез Шри янтры иллюстрирует индийский взгляд на мировое время как триаду с тремя фазами универсального становления. В соответствии с этим, богиня Трипура, управляющая янтрой, имеет три аспекта: юная (Тринидха-Бала), прекрасная (Трипура-Сундари) и ужасная (Трипура-Бхайрави). Каждому из трех периодов мирового времени соответствует определенная триада, приводящая числовую ассоциацию к порядку девяти. Так, символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращаются вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду, Шри янтра имеет девять потоков, каждый из которых имеет собственное название и управляется божеством. Эти девять потоков разделены на три группы по три потока, что обозначает три фазы мирового цикла. Эти три главных разделения могут рассматриваться с философской точки зрения как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и растворения. Тантрараджа Тантра описывает соответствие потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом:

  

 

Первая фаза: ТВОРЕНИЕ

 

 

1. Квадрат

творение-творение

единство

2. Круг из 16 лепестков лотоса

творение-сохранение

двойственность

3. Круг из 8 лепестков лотоса

творени е- растворение

двойственность

Вторая фаза: СОХРАНЕНИЕ

 

4.  14 - угольная чакра

сохранение-творение

двойственность

5.  10 - угольная чакра

сохранение-сохранение

единство

6.  10 - угол ьная чакра

сохранение-растворение

двойственность

Третья фаза: РАСТВОРЕНИЕ

 

7. 8 - угольная чакра

растворение-творение

двойственность

8. Первичный треугольник

растворение-сохранение

двойственность

9. Бинду

растворение-растворение

единство

  

В мировом цикле не существует «фаз в себе», но каж­дая является синтезом противоположных принципов, где явное нарушение равновесия контролируется принципом единства. В первой фазе, например, творение видится как бурная космическая деятельность, в которой проявляются одни формы жизни, другие исчезают, а третьи остаются не­изменными (сохраняются). На второй и третьей фазах ут­верждаются те же принципы, однако с доминированием сохранения или растворения. Определенные формы жизни одновременно появляются, исчезают и сохраняются. Итак, каждая фаза мирового цикла есть динамическое целое, и в то время, как целое содержит все части, каждая из частей, в свою очередь, подобна целому.
Таинственная природа этих разделений не должна удивлять нас. Они демонстрируют ядро философии Шакта, которая рассматривает каждое проявление жизни как совокупность парадоксов и их разрешений. Не существует такого элемента природы, такого жизненного процесса, ко­торый бы мог быть совершенным в себе. Он должен заклю­чать внутри себя оппозицию, чтобы проявляться. Снятие напряжения и разрешение противоречий происходит при помощи третьего принципа - единства. Только в таком изме- рении каждая фаза мирового цикла совершенна в себе и сохраняет свою циклическую длительность.
Соединение числа 9 с тройкой оказывается неизбеж­ной необходимостью в индийской мысли, поскольку оно ос­новано на символическом соединении структур мирового времени. Целое, состоящее из трех фаз мирового цикла, троично. Оно определяет две противоречивости и их раз­решение, нейтральность. Каждая часть творения должна, соответственно, иметь природу целого, т.е. быть троичной. Поэтому каждая из трех частей целого (творение, сохране­ние и растворение) необходимо разделяется на триады, образующие числовой порядок 9. Это понятие целого воплощается в 9 потоках Шри янтры и в 9 треугольниках Шивы-Шакти, которые суть расширения трех первичных треуголь­ников.

Ткань Майи


Концепция иерархических планов существования за­нимает центральное место в тантрической мысли. Миро­вые категории и принципы вселенной, которые расширяют­ся, творя мир, организованы в пирамиду, где вершиной явля­ется Шива-Шакти. Начинаясь от чистого единства (Шива), мир постоянно распускается, и чем ниже мы следуем по лестнице творения, тем более различными и более много­численными становятся мировые категории - пока не дос­тигается состояние, когда, по теории Шайва-Шакта, процесс должен поворачиваться и возвращаться обратно, к самому началу. Иными словами, группы категорий, создаваемых в процессе эволюции, прекращают свое движение вниз и на­чинают движение вверх, чтобы стать сущностью, которая дала бы Рождение - множественность должна снова стать един­ством. Это духовное нисхождение и восхождение, которое охватывает все существующее, изображено на Шри янтре.
Видение человека, обнаруживаемое в Тантрах, соот­ветствует тантрическому видению космоса. Тантрическая схема вселенной разделяется на три уровня или вида таттв: духовные или чистые, психические и физические. Эти три категории упоминаются в Шайва и Шакта Тантрах как со­ставляющие поток жизни и как представляющие целостное бытие человека как материи в духе:

 

Мир

Человек

Чистые или духовные таттвы (Шива-Шакти)

Атман или Я

Психическая таттва (Майя Шакти)

ум (органы чувств)

Физическая таттва (Пракрити)

тело (органы чувств и действия)

 

Как первичное космическое единство разделяется на два, так и наше сознание, появляющееся из состояния пос­ле рождения и до творения, разделяется на две части: того, кто наблюдает в тишине и отрешенности (Атман), и другого, кто, как явленное эго, участвует в творческой игре жизни. Эти два уровня сознания косвенным образом различаются, но сосуществуют. Атман, вечный аспект сознания (точка веч­ности в сознании), в котором мужской и женский принципы (Шива-Шакти) встречаются как равные, есть чистое един­ство. Явленное эго, первая форма, которую обретает созна­ние, когда первичное единство расщепляется, состоит из органов ума, чувств и действий, подверженных постоянным изменениям и импульсам.
Атман ничем не связан, не имеет ограничений. Он со­храняет свою целостность и чистоту в вечности. Он «тота­лен». Под оболочкой верховной энергии (Майя Шакти) человек ошибочно принимает явленное эго за реальность и идентифицирует его с Атманом. Проявленное «я» нарушает наше восприятие внутренней полноты и заставляет нас видеть жизнь как набор отдельных образов. Истинная сущ­ность сокрыта, затемнена ограничивающими факторами (кан­чуками), которые, подобно навозу, скрывают блеск Атмана и прячут от нас внутреннее единство с космосом. Задача тантрических поисков, цель ритуала и медитации (см. соот­ветствующие главы) - постепенная реализация истиной сущности, такая, чтобы игра проявленного «я» приводила к внутренней полноте Атмана, по мере того как садхака на­правляет свои шаги от внешнего мира множественности к внутренней точке единства.


Возвращение к центру


Инволюция есть духовное принуждение. Оно предпо­лагает движение против потока жизни. В личностных тер- минах это значит жажду более высокого состояния созна­ния, подавление «низших» состояний, подъем по лестнице множественности к единому, духовный маршрут, который принимает форму возвращения к космической нераздельности, априорному состоянию, предшествующему началу всякого опыта. Такое возвращение переносит центр лично­сти от фрагментарных состояний пробужден ности эгоцент­рического сознания к космоцентрической полноте, и приво­дит к образованию союза индивидуального и космического сознания (Шива-Шакти). Это означает смерть профанной сущности, изменчивого проявленного «я» и возвращение, возрождение бессмертного, вечного состояния бытия. И ритуал янтры, и медитация направлены к одной цели - воз­вращение к верховному центру. Янтра делает процесс ин­волюции осознанным для адепта.
Планы космической иерархии изображаются в янтре как концентрические фигуры, «сходящиеся» от периферии к центру, или, в пирамидальных янтрах, от низших уровней к более высоким, а от них - к вершине. Путешествие от пери­ферии к центру известно как способ инволюции или путь «растворения» (лайя-крама). Напротив, интерпретация янтр как космогонических символов с движением от бинду нару­жу, известна как способ эволюции (шришти-крама).
Так, янтра представляет собой карту пути вечного воз­вращения и дороги к внутренней целостности. Избегая по­кровов Майи, адепт постепенно раскрывает свою вечную сущ­ность с помощью символов янтры. Когда адепт полностью интерпретирует все символы космоса, и его тело «станет ян-трой», он перестанет быть отделенным от истины, которую иллюстрируют символы, и сам становится этой истиной.