Шривидья упасана, дикша и традиция гуру и учеников

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 744.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 159.

Общаясь с индуистами, я заметила, что систематически приходится встречаться с некоторого рода путаницей, а иногда и с полным идейным винегретом, когда смешивают в одну кучу термины из совершенно разных духовных путей. Возникает ощущение сознательной или неосознанной подмены понятий. Например, многие утверждают, что для практики Шривидья упасаны «нужен гуру в Шривидье» или «нужна дикша в Шривидье». И не только на словах, но и на деле возникает неразбериха, когда некто позиционирует себя как гуру в «традиции Шривидья», принимающий учеников и дающий дикшу. Из-за неясности в терминах и понятиях, как следствие, возникают проблемы как в самой садхане, так и в отношениях между людьми. Я обратилась с вопросами по этому поводу к Атмататтве, и он внес некоторую ясность. Он сказал, что, разумеется, за полчаса разговора в скайпе все тонкости Шривидья упасаны объяснить невозможно, и это лишь некоторые базовые понятия. Далее привожу почти дословный перевод того, что Атмататтва сказал на эту тему.

В Шривидья упасане фактически настоящим Гуру является Богиня Трипурасундари. Иногда она также проявляет себя вовне, в форме человека. Поэтому в Шривидье нет гуру и дикши. Но иногда, выражаясь условно, люди используют здесь такие слова как «гуру», «дикша», «упасана» и смешивают разные вещи. И, вместо того чтобы называть себя коллегой или товарищем по садхане (a fellow sadhaka), кто-то называет себя «гуру». И иногда человек, который недостаточно осведомлен и не имеет должного представления об этом процессе, смешивает вместе что-то из ведической системы, что-то из Тантры, что-то из Шривидьи.

Обычно большинство людей думают, что духовная жизнь означает, что у человека есть духовный учитель, особое посвящение и он следует определенному процессу. Иногда какой-либо учитель может вести себя как гуру, при том, что он не обладает такой же глубиной, проницательностью и состраданием, которые должны быть у гуру. Поэтому нам нужно иметь определенное теоретическое понимание в таких случаях, когда некий обыкновенный человек называет себя гуру; мы должны видеть различия в этих вещах.

В садхане ведического пути гуру – это такой человек, который берет на себя некоторое бремя кармы ученика, с тем, чтобы ученику было легче выполнять садхану. А в тантрической садхане во многих школах у гуру нет таких полномочий и задач как облегчать груз кармы ученика. И если уж заходит речь конкретно о Шривидья упасане, где верховным божеством является Бала, то здесь нет отношений «гуру и ученики». Поэтому мы должны знать, какому пути и какой системе мы следуем. Формальный гуру необходим в одной системе и не нужен в другой. В Шривидье Богиня является Гуру. Но иногда люди смешивают и соединяют два или три разных пути. Традиция гуру и учеников имеет место в ведической системе, но не в Шривидье. В ведической традиции также есть поклонение Шакти, и в ней есть гуру и ученики.

Пару слов по поводу дикши. Буквальное значение слова «дикша» - это устранять невежество и давать знание, или устранить тьму и зажечь свет. В Шривидья упасане упасака, который уже следует пути Шривидьи, просто дает мантру, звуковую форму Балы Трипурасундари, другому упасаке, и объясняет ему, каким образом нужно практиковать. Но это не считается дикшей. Они скорее друзья, но не гуру и ученик. Это не считается дикшей в ведическом смысле этого слова. В ведическом понимании дикша означает, что гуру принимает человека в ученики и в какой-то степени уменьшает груз его кармы, чтобы помочь ему выполнять садхану.

Когда Шривидья упасака дает мантру другому упасаке, это называется ньяса. Ньяса означает «прикасаться». И в Шривидье нет нужды уменьшать бремя кармы, потому что в Шривидья упасане человек вообще не почувствует тяжести кармы. Ведический путь поклонения Богине можно сравнить с тем, как путешествуют поездом, и весь багаж таскают с собой. А Шривидья упасана – это как лететь самолетом, когда вам не приходится держать тяжелые рюкзаки и чемоданы при себе, они находятся в багажном отделении, так что пассажир самолета не ощущает тяжести своего багажа. Поэтому, чтобы выполнять садхану, здесь не нужен формальный гуру. В ведической традиции поклонения Богине, посредством принятия гуру, уменьшения кармы и тп., они стараются сжечь карму, в то время как в Шривидья упасане мы не сжигаем карму, - мы трансформируем ее.

Это как разница между грихастхой и санньяси. Грихастха использует свою сексуальную энергию  для занятия любовью со своей женой, для того чтобы завести детей, увеличивать и поддерживать семью и тп. Но санньяси использует ту же самую сексуальную энергию: он превращает семя в оджас, затем оджас в теджас, изначальную форму семени, и затем расширяет свою любовь так, что она охватывает всех женщин, детей, все семьи и вообще всех; он любит всех, и весь мир становится его семьей. Разумеется, речь идет о настоящих санньяси. Санньяси не прекращает секс, - он его расширяет. Подобным образом, Шривидья упасака не сжигает карму, но очищает ее и трансформирует. Поэтому в Шривидье используется слово «ньяса», как слово «санньяса». «Ньяса» означает «касаться», и если человек постоянно в соприкосновении вечностью – сат – его называют «сат-ньяси», или «санньяси».

Слово «упасана» значит «сидеть рядом» (“sitting close”). «Упа» значит «близко», а «асана» - «сидеть». Довольно трудно подобрать верное слово в английском, чтобы правильно перевести слово «упасана», а слово «традиция» здесь не подходит по смыслу, поэтому лучше не переводить, а оставить так, «упасана». В любом случае, нужно ясно различать разницу между Шривидья упасаной и традицией гуру и учеников, и лучше избегать смешивать все эти разные вещи вместе.