Хамса Йога или Садхана Сохам: Эликсир самореализации. Часть 2

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 744.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 159.
Published in

Автор: Пандит Шрирам Шарма Ачарья (основатель организации Гаятри Паривар), перевод Rohini

Продолжение перевода книги; начало здесь.

Буквальное значение «сохам» - «Я есть Брахман» - не должно толковаться как выражение высокомерия. Потому что в этом случае «Я» не относится к телу или тому, что эгоистичный, невежественный и собственнический человек полагает, чем он является... Подобные неверные истолкования подразумевали бы то, чем претендовали быть такие демоны как Равана, Хамса и Хираньякашипу. Такие личности из-за своего сумасшедшего эго, внушительного могущества, самодурства и слепого комплекса превосходства, обычно считают себя равносильными Богу и даже навязывают это мнение другим. Но история свидетельствует тот факт, что такие иллюзии чрезмерной жестокости в конце концов становятся причиной их унизительной гибели.Следует помнить, что в значении «сохам» слово «Я» не относится к этому телу или уму, которые созданы из панча таттв (пяти основных элементов) и трех базовых тенденций составных элементов природы джада и четан. Это «Я» в действительности относится к душе. Таким образом, «сохам» - это божественное послание, которое напоминает о том, что душа является частью Брахмана. Духовные ученые всех времен описывали единство души с Брахманом как единство волны с океаном, света с солнцем, атома со вселенной, искры с огнем и тд. Единственное препятствие к постижению душой своей самобытности – это густой туман невежества (майя), когда душа пребывает в теле как живое существо (джива) в этом мире.

Сочетание заблуждений, злодеяний, совокупного влияния кусамскар из прошлых жизней, оковы эго, жадность и привязанность блокируют существующую связь индивидуума с его божественным источником. Вот почему человек, несмотря на то, что он часть этого всеведущего всемогущего Бога, продолжает вести бесцельную и бесполезную жизнь, полную неудовлетворенности, тщетности и греха. Духовные садханы нацелены на устранение этих неподатливых покровов, стирание латентных импринтов кусамскар и укоренившихся привычек и очищение ума и всего внутреннего существа садхаки. Божественное вдохновение, которое ведет душу к просветлению, может быть проявлено только в чистом, ясном, спокойном уме и благочестивом сердце. Садхана Сохам в результате также приводит к такому озарению разума и духовному преображению личности.

Религиозные писания неоднократно утверждают, что «Ишвара амша джива авинаши» -  каждое живое существо является частицей «Того», Всемогущего и Вездесущего. Большинство людей слышали об этом и в принципе признают, но это не все. Признание этого факта или вера в него никоим образом не помогут, пока это не укрепилось глубоко внутри в уме и в чувствах. Только внутренняя вера, эмоциональная интенсивность и искренность могут пробудить шраддху, которая просветляет и просвещает внутреннее существо. Это вдохновение, которое может руководить мыслями и поступками человека.

Если шраддха человека развита и просвещена духовной сущностью «сохам», то осознание ее несомненно принесет в его жизнь духовное преображение. В этом возвышенном состоянии человек мыслит согласно божественному вдохновению, его сверхъестественные деяния подобны деяниям воплощений Бога. Только в таком случае индивидуум становится способным соединиться со своим истоком... Когда сточные воды впадают в святую Гангу, они смешиваются и становятся едиными со святой водой Ганги... Маленькая капелька воды, падая в море, теряет свою индивидуальность, но становится неотъемлемой составной частью морской воды, и так становится самим морем... Подобным образом, после реализации «сохам» душа погружается в Брахман и при этом обретает Его вездесущую форму. Поэтому садхака, преуспевший в этой садхане, производит впечатление совершенного существа – ангела – благодаря божественности его мыслей, безгрешным чувствам и альтруистичным поступкам, которые посвящены благополучию и счастью всех живых существ. Когда садхана Сохам используется с целью стимулирования и пробуждения Кундалини и практикуется в соответствии с учением и методологией садханы аджапа джапа Гаятри, она называется Хамса Йога. Мастера йогических садхан оставили много замечательных записей о хамса йоге. Некоторые из них приведены ниже.

Хамсасьякрати Вишта рам Бхуктимукти Пхалапрадамх |
Сарвешу Денешу Вьяптам Вартате Ятха Хьягних,
Каштхешу Тилешу Тайламива | Тадвидитва На Мратьюмети |
Агнишимау Пакшавонкарах Шира Укаро Биндустринетрам
Мукхм Рудро Рудрани
|
Чаранау Дивидхам Камтхатах, Курьядитьюунманах
Аджапопасамхара Итьябхидхияте
|
Тасманмано Вилине Манаси Гате Самкальпвикальпе
Дагдхе Пунья Папе
|
Садашивах Шактьятма Сарватравастхитах Сваям Джйоти,
Шуддхо, Буддхо, Нитйо Ниранджанах
|

Шантатамах Пракаш айяти та Веданувачанм Бхавати тьютпанишат |

- Хамсопанишад

Перевод: Непреходящая форма и пространство «хамсы» дарует и высшее удовлетворение, и освобождение. Как огонь покоится в древесине, или масло в семенах сезама, так же эта чистейшая часть Брахмана заключена во всех живых существах. Знающий это обретает освобождение от оков смерти. Агни и Сома (вечные источники жизни и творения) – это крылья этого хамсы (хамса – это лебедь. прим. Переводчика). Омкара – его голова, бинду (божественная точка света) образует его глаза, Рудра (проявление Господа Шивы) пребывает в его устах, и Рудрани (энергия Рудры) в его стопах. Бессчетные измерения времени – его руки, агни (как божественный источник энергии) покоится в его подмышках, и сагуна (проявленное) и ниргуна (высочайшее, вездесущее непроявленное) формы Брахмана – два его бока.

Непрерывная джапа «Рама-Рама» звучит как «Мара-Мара». Подобным образом, если произносить звук «соахам» часто и отчетливо без паузы, это производит цикл и отражается в обратном порядке как «хамсоа, хамсоа» и таким образом, из-за непрерывности, звучит как «хамса-хамса». Поэтому садхана сохам также называется хамса йога садханой.

Хамсо Хамсохамитьевам Пунараварттанакрамат |
Соахам Соахам Бхавеннунамитьогавидо Видух |

- Йога Расаянам

Перевод: Повторение «хамсоа-хамсоа» слышится как «джапа» «соахам-соахам». Мастерам йоги хорошо известен этот факт.

Абхьясанантарам Курьад Гаччхмистишт хансавапаннапи |
Синтанам Хамса Мантрасья Йогасиддхикарм Парам |

- Йог Раса, 303

Перевод: даже перед (или после) регулярной практики (хамса йоги), отражение звука «соахам» (производимого при дыхании) непрерывно ощущается при ходьбе, сидении, и даже во время сна. Это ведет к высшему успеху. Эта мантра соахам также известна как хамсоа или хамса.

Когда ум погружается в вездесущую природу «хамсы» (Брахмана), все его грехи, его эго, желания и связанные с этим эмоции, мысли и раздумья полностью убывают. И затем внутренний разум просвещаетя светом абсолютно безупречной, возвышенной, блаженной, вечной энергией Брахмана.

Праннам Дехамадхье Ту Штхито Хамсах Садаачьют |
Хамса Эва Парам Сатьям, Хамса Эва Ту Шактикам ||
Хамса Эва Парам Вакьям, Хамса Эва Ту Вайдикам |
Хамса Эва Паро Рудро, Хамса Эва Паратпарам ||
Сарвадевасья Мадхьястхо, Хамса Эва Махешварах |
Хамсаджйотиранупамьям Девамадхье Вьяваштхитам ||

- Брахма Видьопанишад, 60-65.

Перевод: Божественная энергия пребывает в форме «хамса» в каждом творении. Только Хамса – наивысшая истина. Единственно Хамса – высшая энергия. Хамса – высшая форма Бога. Хамса – вечно совершенное, полное заключение. Хамса – это сущность всех Вед. Хамса – это величайший Рудра – Шива среди божественной Тринити. Хамса – это Парабрахман.

Хамса имманентна и постоянно присутствует как исключительный, непревзойденный свет среди спектра божественных энергий. Каждому из нас следует всегда совершать джапу этой хамса мантры с концентрацией ума и эмоциональной преданностью, сфокусировавшись на божественном свете.

Набхаштхам Нишкалам Дхьятва Мучьяте Вибамдханат |
Анахатадхваниютам Хамсам Йо Веда Храдгатам ||
Свапракашачиданандам Са Хамса Ити Гияте |
Набхиканде Самау Кратва Пранапанау Самахитах ||
Мастакашамратасвадам Питва Дхьяйена Садарам |
Хамсавидьамрате Локе Насти Нитьятвасадханам ||
Йо Дадати Махавидьям Хамсакхьям Парамешварим |
Хамсахамсети Йо Бруйядхдамсо Брахмахарих Шивах |
Гурувактратту Лабхйет Пратьякшам Сарватомухкам ||

- Брахма Видьйопанишад, 20-34.

Перевод: Тот, кто постиг вечный свет, абсолютно блаженную природу хамсы, кто пребывает внутри себя с анахата надой, самого такого аскета награждают титулом «хамса». Тот, кто проливает нектар (безгрешности чувств и шраддхи) в процессе джапы «хамса» достигает сверхъестественных сил и способностей.

Не существует более высшей поддержки опоры, чем знание хамсы. Мастер, который обучает этому знанию и распространяет его, несомненно, достоин наибольшего уважения и почтения. Тот, кто успешно выполняет садхану хамса, постигает энергии божественной Тринити, присутствующие в нем самом, и обретает высшее знание Брахмана.

Манасо Хамсах Соахам Хамса Ити Танмайям Яджно Наданусамдханам |
- Пашупата Брахмопанишад

Перевод: Хамса – это проявление Брахмана внутри существа. Это то, что выражается через «соахам». Эта хамса простирается вовне и также пребывает внутри (тела). Это форма Бога. (Соахам) яджна, выполняемая посредством медитации и понимания, эквивалентна надайога садхане.

Хамсатмамалика Варнабрахмакалапрачодита |
Параматма Пуманити Брахмасампаттикарини ||

- Пашупата Брахмопанишад

Перевод: Хамса – отражение Брахмана. Благодаря этой садхане человек может обнаружить (связь между собой) и Брахманом. Это Высшее Я и Пуруша.

Хамсавидьямавиджнайя Муктау Ятрам Кароти Ях |
Са Набхобхакшаненайва Кшуннивраттим Каришьяти ||

- Сутра Самхита

Перевод: Тот, кто достигает (узнав эту тайну) хамса йоги, наслаждается полным освобождением от всех честолюбивых замыслов и желаний.

Пашана Чхиттва Ятха Хамсо Нирвишамкакхамуткрамет |
Чхиннапашаставатха Дживах Самсарам Тарате Тада ||

- Кшрикопанишад, 20

Перевод: Как хамса (лебедь) чувствует себя свободно в небе, так же садхака хамса йоги становится свободным от всех оков мирских привязанностей.

Некоторые древние ученые также анализировали слоги «ха» и «са» (в «хамса») по отдельности. Эти два слога также имеют многочисленные сложные значения и подтексты, и комбинация этих двух слогов (в «хамса») дает садхаке должное руководство.

Хакаро Ниргаме Проктах Сакарена Правешанам
Хакарах Шиварупена Сакарах Шактиручьяте |

- Шива Свародая

Перевод: движение воздуха вовне при выдохе производит «хакара» (звук «ха»), а его движение внутрь при вдохе производит «сакара» (звук «са»). Хакара представляет проявление Господа Шивы, а Сакара соответствует Шакти (Богине Парвати).

Хакарена Ту Сурьях Сьятсакаренендуручьяте |
Сурьячандрамосарайкйим Хатха Итьябхидхияте ||
Хатхена Грасьяте Джаднам Сарвадошасамудбхав |
Кшетраджнах Параматма Ча Тайораикьям Ядабхавет ||

- Йога Шикхопанишад, 133-134

Перевод: Хакара связана с сурья-сварой (свара производится течением праны через правую нади, связанную с правой ноздрей). Сакара соответствует чандра-сваре (свара левой нади). Гармонизация этих двух свар является целью Хатха Йоги. Благодаря таким йогам, невежество и инерция садхаки, которые являются причиной всех изъянов, искореняются, для того чтобы садхака смог соединиться с Ним, Всеведущим.

В процессе дыхания каждая джива естественно выполняет беззвучную джапу соахам, несмотря на то, что не осознает это. Среднее число повторений такой «незаметных» (латентной) джапы около 21600 раз ежедневно.

Хакарена Бахирьяти Сакарена Вишетпунах |
Хамса Хамсетьюму Мантрам Дживо Джапати Сарвада ||
Шата Шатани Твахоратре Сахастранйекавиншатих |
Этатсамкхьянвитам Мантрам Дживо Джапати Сарвада ||

- Горакша Самхита, 1. 41-42

Перевод: осознанная энергия дживы таким образом непрерывно произносит «хамса-хамса». Так джива обычно повторяет (хамса) мантру около 21600 раз в течение каждого цикла дня и ночи.

В соответствии с определенными правилами грамматики санскрита, сокращённая форма «сохам» становится «Охам», что звучит как «Оам» (Ом).

Сакарам Ча Хакарам Ча Лопайитва Прайоджайет |
Сандхим Ча Пурварупакхьям Татоасаупранаво Бхавет ||

Перевод: Если слоги, связанные с «хакарой» и «сакарой», исключить из слова «соахам», тогда слияние оставшихся гласных звучат как Оам.

Садхана хамса йоги имеет наибольшую важность в духовных практиках высшей сложности. Она рассматривалась как всеобъемлющая часть таких садхан, нацеленная на пробуждение Кундалини (змеевидного огня).

Вибхарти Кундалишактиратманам Хамсаяшрита |

- Тантра Сара

Перевод: Энергия Кундалини восседает верхом на хамсе, чтобы пронзить тонкие центры сознательного тела.

В божествах и визуальных описаниях Богини Гаятри она изображается как восседающая на хамсе (лебеде). Это описание подразумевает, что энергия Гаятри постигается благодаря посредничеству и поддержке хамсы (хамса йоги).

Сам хамса (лебедь) рассматривается как чистая и священная птица, которая обладает мудростью, отбирая правильную и чистую пищу даже если она смешана с мусором. Из-за этого качества слово «хамса» также используется в санскритской литературе для обозначения проницательного интеллекта, обладающего способностью различать, чистоты, честности и благоразумной рассудительности. Согласно этой литературной интерпретации, представление хамсы как транспортного средства Гаятри, указывает, что для успешной упасаны Гаятри жизнь садхаки должна быть чистой, сбалансированной и наделенной этическими ценностями, благоразумным мышлением и благочестивым поведением. Однако, в контексте садхан для духовного развития, представление Гаятри, сидящей верхом на хамсе, наиболее соответствующее толкование подразумевает роль хамса йоги для постижения энергии Гаятри, обладающей неоспоримым превосходством.

Древние индийские писания также упоминают историю, в которой Богиня Парвати однажды спросила Господа Шиву о йоге, которая могла бы дать все виды сиддх (сверхъестественные способности). Тогда Господь Шива ответил:

Аджапа Нама Гаятри Йогинам Мокшадайини |
Асьях Самкальпа Матрена Сарвепапаих Прамучьяте ||

Перевод: Аджапа (аджапа джапа) Гаятри награждает йогов мокшей. Само начало выполнения этой садханы с непоколебимой решимостью может искоренить все изъяны в характере садхаки.

Услышав это, Богиня Парвати изъявила свое желание узнать метод выполнения этой уникальной йоги. Господь Шива сказал ей следующее:

Дево Девалайо Деви, Дживо Девах Садашивах |
Тьяджедаджнананирмалая, Соахам Бхавена Пуджает
||

Перевод: О, Деви! Само тело живого существа – это храм, в котором пребывает Бог в форме дживы. После очищения храма снаружи и внутри посредством устранения тумана невежества и пагубного поведения, внутренний Бог должен быть почитаем самкальпой соахам.

Садхана Соахам – это йогическая садхана Гаятри. Она может выполняться постоянно, в процессе каждого вдоха на протяжении всей жизни.

Свансанишка сакале Хи Хакарам Парики ртьяте |
Пунах Правеша Кале Ча Сакарах Прочьяте Будхаих ||

Перевод: Хакара произносится, когда мы выдахаем, и сакара – когда вдыхаем. Концентрация на этом постоянном течении нады – это садхана соахам.

Знатоки шастр указывают, что непреходящее ощущение самоосозавания души в глубочайшем внутреннем центре дживы само по себе дает начало аджапа джапе «соахам». (Эта скрытая джапа проявлена в звуке соахам, в каждом дыхании в течение всей жизни дживы).

В писаниях говорится о том, как Господь Шива сказал: повторяющийся цикл «хамсах (хамсо-хамсо) проявляется как соахам; соахам – это непрерывное движение Праны.

Хам Со Хам сохамитйевам Пунара вартанам Крама |
Соахам Соахам Бхавеннунамити Йогавидовидух
||

Перевод: непрерывное повторяющееся произнесение «хам-сах, хам-сах» слышится в обратном цикличном порядке как «соахам, соахам» - это то, что испытывают йоги.

Растворение индивидуальной личности в космической Личности –принесение в жертву своих корыстных интересов ради духовного благоденствия других; переживание Его присутствия во всех и в каждом нюансе своего собственного бытия – это великая садхана соахам. В то время как садхака непоколебимо продвигается вперед в постоянной практике избавления от эго и себялюбия посредством звука «хам» в каждом дыхании и высекания божественных качеств посредством звука «со», он переживает просветление своего разума и качественное развитие и возвышение своего отношения к жизни. В результате происходит соответствующее развитие его личности. Таким образом он достигает высшей совершенной цели любой духовной садханы, которая заключается в очищении, усовершенствовании личности, чтобы наделить ее божественными качествами. В связи с этим садхака обретает полный успех во всем – как в физической, так и в духовной сфере своей жизни в роли человеческого существа.

Это учение о садхане соахам описывает союз дживатмы с Брахманом – индивидуального сознания с высшим, вездесущим, вечным сознанием. Оно помогает садхаке постичь «соахам» (со + ахам), то есть, «Ты – это я» и «я (душа) есть Тот – Всемогущий, Всеведущий Брахман». Идеальные представления садхаки о жизни, его верования, убеждения, мысли и эмоции реализуются благодаря этому осознанию. Все живые существа видятся ему как его близкие и дорогие, и его собственное личностное превращение в божественное существо посредством благородных поступков ориентировано на духовное благополучие всех.

Садхана соахам освобождает преданного от мирских забот и скорби посредством просвещения его ума и сердца светом самоосознания и посредством пробуждения скрытой силы его внутреннего существа. Основные причины упадка человеческих идеалов, разрушения взаимного доверия и любви, повышения преступности, эксплуатации и страшных мучений, которые мы видим сегодня в мире, заключаются в эгоизме, нескончаемой веренице страстей, амбиций и изнуряющих желаний, и в эгоистичном и собственническом отношении людей в целом. Принимая во внимание этот факт, выполнение садханы соахам, - благодаря ее потенциалу безграничного расширения личности посредством культивирования альтруистичного отношения и пробуждения божественного в своем характере, - несомненно, обещает дар счастливой, высоко развитой и мирной жизни всему миру.

Как утверждалось ранее, в этой садхане соахам нада мантры «соахам» «слышится» (воспринимается) в каждом дыхании «ушами» тонкого тела без повторения вслух какой-либо джапы. Поэтому ее также описывают так аджапа джапу Гаятри, которая пробуждает и освобождает прану (в океане махапраны). Ее также называют садханой Прана Гаятри.

Считается, что даже самопроизвольная, постоянная аджапа джапа Гаятри, выполняемая естественно (с каждым циклом дыхания), без какого-либо усилия, обеспечивает полную защиту праны и дает духовное знание и сиддхи, равноценные тому, что достигается с помощью других йогических садхан. Только подумайте о воздействии этой аджапа джапы, если она выполняется как садхана, с аскетической дисциплиной, санкальпой и шраддхой! В самом деле, тогда эта садхана (соахам) становится высочайшей разновидностью духовных садхан, потому что нет более высшего знания и учения, чем Гаятри-видья, и нет джапы лучшей, чем джапа Гаятри Мантры. Поэтому шастры воспевают хвалу садхане соахам.

Согласно шлокам из Деви Бхагаваты, хамса йога также включает в себя упасаны всех божественных энергий. Например, поразмышляйте над следующей шлокой:

Хамсо Ганешо Видхиревам Хамсо, Хамсо Харирмайяшча Шамбху |
Хамсо Хи Дживо Гурудева Хамсо, Хамсо Маматма Параматма Хамсах ||
Ха Ка рена Вахирьяти, Сака рена Вишет Пунан |
Хамсатмикам Бхагавати Дживо Джапати Сарвада ||

Перевод: Хамса йога заключается в стяжании энергии Тринити Богов – Брахма, Вишну и Шива – и Господа Ганеши. Хамса – идеальный учитель, только хамса есть и джива, и Брахман – как душа, так и Сверхдуша, Вездесущее Высшее проявление Его.

Джива выполняет аджапа джапу Гаятри подсознательно. Вечная энергия Гаятри проникает вместе с сакарой и ее возвратно-поступательная энергия выходит с хакарой в непрерывном цикле жизни. Следующая шлока в Шарда Тилаке имеет сходный смысл:

Хамсах Парам Парешани Пратьямха Джапате Нарах |
Мохандхо Йо На Джа нати, Мокша Тасья На Видьяте |
Аджапа Нама Гаятри, Йогинам Мокша Дайини ||
Тасья Виджнана Матрена Нарах Папаи Прамуччаяте |
Аная Са драши Видья Ча найо Са драшо Джапах |
Анайя Садрашам Пуньям На Бхутам На Бхавишьяти ||

Перевод: каждый человек выполняет джапу соахам с каждым вдохом-выдохом. То, кто не осознал это, подобен слепому, потому что он живет во тьме мирских иллюзий и он никогда не достигнет мокши. Аджапа Гаятри награждает йогов мокшей. Любой может избавиться от всех грехов и изъянов, обретя это знание и осознав его величие. Не существует знания, равноценного этому. Никогда не существовало в прошлом и не будет существовать в будущем никакой пуньи (пунья - благо. добродетель), соизмеримой с огромными благами этой садханы.

Бог – извечный отец, всегда хочет возвысить своих детей – джив. Но джива, из-за своего невежества, старается скрыть или оклеветать свет Бога, пребывающий внутри нее. Таким образом, между ними всегда имеет место борьба противостояния. Бог не удовлетворен, не находя добродетельного течения жизни дживы. Он остается неизменно последовательным в Своей справедливости и твердым в Своих замыслах творения судьбы, согласно действиям дживы на физическом, умственном, эмоциональном и духовном уровнях. Богу часто приходится наказывать дживу, чтобы напомнить ей о её вечной дхарме.

Джива, наполненная майей, думает, что, став «преданным» (поклонником) Бога, она получит в дар исполнение всех своих праведных или неправедных желаний. Она стремится к личной выгоде и, соответственно, настаивает (посредством молитв), что Бог должен осчастливить ее без испытания на предмет того, заслуживает она этого или нет. Если оба (Бог и джива) остаются твердыми в своей позиции и отношениях, то как же они сблизятся? Как преданный почувствует Его присутствие? Как джива сможет встретить своего божественного родителя?

Философия садханы соахам содержит в себе решение вышеописанной проблемы. Она естественным образом побуждает садхаку полностью посвятить себя, принося в жертву свое эго и желания и растворяя свою индивидуальность в Его божественной любви. Он должен очистить свой ум священным потоком шраддхи и полностью отдать свой ум и внутреннее существо под руководство вдохновения Бога. Он должен дисциплинировать свою жизнь согласно законам жизни, установленным Всемогущим в форме правдивости, искренности, сострадания, любви и уважения к каждому. Когда джива вручает себя Всеведущему, она обретает связь с божественным, и начинает ощущать и выражать скрытое присутствие Бога внутри себя.

Полная, тотальная самоотдача, даже если исходит только с одной стороны, в результате обязательно приводит к единению, потому что больше не осталось никакой дистанции между двумя полюсами; после этого невозможно никакое разделение или разъединение. Это, несомненно, - секрет настоящей любви, и тот же принцип относится к совершенствованию преданности садхаки. Когда дрова приносится в жертву огню, они больше не остаются дровами, а становятся самим огнем. Когда капля воды падает в океан, ее крошечное существование тотчас обретает грандиозное расширение. Если соль растворяется в воде или сахар в молоке, они оба теряют свои обособленные отличительные черты и объединяются с соответствующими растворителями, чтобы стать одним целым с ними.

Вышеупомянутый вид единения между дживой и Брахманом описывается учением Веданты как высшая конечная цель путешествия жизни, цель абсолютного бытия. Это то, что считается состоянием адвайты. В этом состоянии внутреннего существа садхака постигает свою идентичность как – Шивохам, Сатчитанандохам, Татвамаси, Айяматма Брахман – «моя душа – это все»; это высшее блаженство; это отражение Брахмана. В духовной литературе эта реализация описывается как «самоосознание», «единство с Ним» или «Брахма Нирвана» и тд.

По мере перевода книги с английского продолжение следует...

Обсудить на форуме