Что такое янтра. Базовые понятия

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 744.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 607.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home2/atmavill/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 159.

 В Брихадараньяке Упанишаде (2.1.19) есть образ пау­ка, сидящего в центре своей паутины, выпускающего и опять поглощающего свои нити, расходящиеся концентрически­ми кругами от центральной точки. Этот образ встречается в нескольких Упанишадах, поскольку он указывает на основу индийского мировосприятия: единства в различном. Паути­на симметрично распространяется по периферии, но так, что все расходящиеся линии сходятся назад, в центральную точку ее рисунка.

Эта простая метафора заключает сущность индийс­кой мысли: все существующее управляется единым прин­ципом, и точка эманации высшего сознания есть в то же время резервуар коллективной энергии, из которой все вы­ходит и в которую все возвращается. Данный центр есть «точка, заключающая все возможности», точка, которая слу­жит мостом мировому единству, лежащему в основе физи­ческой дискретности мира. Метафора также отсылает к ин­дийским представлениям о структуре космоса, который на­чинается как точка, растущая и расширяющаяся концентри­ческими кругами и, наконец, снова стягивающаяся, раство­ряющаяся в едином принципе. Расширяющейся субстанци­ей может быть тождество, либо неопределенность, волны расширения и сжатия взаимосвязаны и объединены в об­щий процесс, начинающийся в центре.

Янтра - мощный и динамичный священный символ, ко­торый отображает три философских концепции, что и мета­фора с пауком. Геометрические фигуры равномерно пуль­сируют в направлении от центра и к центру, пока не насту­пает совершенное сжатие или растяжение. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр. Фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься точно так­же, как паутина, являются не только мостом между различными уровнями бытия, но и символом развертывания и со­бирания энергий. Фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными дверьми, открытыми по четырем главным направлениям.

Правила их ритуального использования и эзотеричес­кая ценность заботливо сохраняются в тайне от непосвя­щенных. Их внутреннее значение и мистические соответствия узнаются от наставника в условиях строгой дисцип­лины йогического режима.

Понятие янтры

Санскритское слово «янтра» происходит от корня «ян», что значит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспособлений, которые используются в раз­ных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инструмент, подобный тем, что при­меняются в архитектуре, астрономии, алхимии, химии, воен­ном искусстве или развлечениях. Санскритский текст XI века, Самарангана сутрадхара, посвященный архитектуре, дает яркое описание таких механических янтр, как деревянные летающие птицы, деревянные самолеты, в которых в каче­стве горючего использовалась горячая ртуть, мужские и жен­ские фигуры - роботы и т.д. Крупные обсерватории, пост­роенные в Дели и Джайпуре при покровительстве Джай Сингха (1636-1734), называются Янтар - Мантар, поскольку назначение этих массивных сооружений - служить инстру­ментами (янтрами) для изучения небесных явлений.

Значение термина «янтра» расширилось и стало обо­значать религиозные процедуры, и такое образование при­обрело особое богословское значение.

Диаграммы являются помощниками и основными ин­струментами в медитативных дисциплинах. Янтры, исполь­зуемые с этой целью, представляют в основном абстракт­ные геометрические композиции, которые служат средством для медитации и раскрытия сознания. Концентрические линии янтры определяют ее объем и создают ритмическое единство, стягиваясь в точке интеграции. Подобно пауку на паутине, бинду (точка) в центре янтры является центром всех творений, творящим источником всех форм.

Центральной проблемой индийской духовной тради­ции является достижение переживания Единого. Человек - это духовный странник, чья главная цель, по индийским тра­дициям, - проникновение в единство Единого. Путешествен­ник, идет ли он прямо к вершине, останавливается ли он на минуту передохнуть, спотыкается ли на пути, или поворачи­вает назад, интуитивно осознает, что все движения неизбежно ведут его обратно к исходной точке, точке начала и конца всего сущего.

Тантризм ознаменовал одну из наиболее характерных и революционных фаз индийской религиозной истории, син­тезировав многие элементы разных традиций. Один из при­знаков, который отличает тантрические предания от не тан­трических традиций, есть интенсивное использование в пер­вых священных формул и символики. Тантризм в своей ос­нове - система, ориентированная на ритуал. Тантрическая садхана (ритуальная практика) требует использования йо-гических техник визуализаций, а композиции янтры как раз и предназначены для использования в медитативных про­цедурах. Эти диаграммы идеально подходят для серии внут­ренних визуализаций, выступающих как вехи, которые отме­чают определенное состояние сознания. Янтры стали неотъемлемым компонентом тантрической садханы. Все течения и секты тантризма используют абстрактные симво­лы и янтры как часть ритуальных инициационных церемо­ний и ежедневного служения, ведущего адепта к духовной цели.

Литература по тантрам значительна, и есть тексты, по­священные в основном янтрам. Вдобавок существуют комментарии на народных, отличных от санскрита языках, на хинди, бенгали, малоялам, тамильском и ассамском, где так­же обсуждаются янтры.

Янтры сохранились в употреблении, хотя последние остатки живой традиции можно найти только в отдельных частях Индии. Они передаются через семейные связи, от учителя к ученикам и в тайных тантрических группах, подоб­ных Натхам в Бенгале, Тамильским Сидхам в Южной Индии и Каулам в Кашмире.

Пробуждение внутреннего центра индивида предпо­лагает собирание его «я» в единую творящую точку, в интег­рацию и регулирование ее в целостности. К центру чьего-либо «я» ведет путь через внутреннее пробуждение. Поиск этого центра - основной пункт, вокруг которого сосредото­чена символика янтр.

Символы индийского искусства передают духовное шествие человека к преобразованию. Визуальные образы, при помощи которых мы проникаем сквозь наш веществен­ный порядок, служат мировыми точками пересечения, с по­мощью которых наш контакт с природой вообще может рас-

ширяться, чтобы захватывать более высокие и более общие уровни опыта. Велики эти символы, подобно индийским хра­мам, или невелики как монеты, - все они отражают множе­ство разных этапов духовного странствия личности. Они обозначают места остановки и отдыха, обеспечивающие поддержку там, где странник обретает сознание целостнос­ти вселенной и открывает внутреннее единство индивида с первичным, неизменным центром, показывая, что вся все­ленная сосредоточена в нем. Эти символы дают человеку стимул искать и находить этот центр, который является свя­зующим звеном между человеком и космосом.

Использование абстрактных символов имеет истоки в ранней индийской истории. Среди предметов, обнаружен­ных при раскопках Хараппской Культуры (около 300 лет до н.э.) были найдены печати с рисунками, напоминающими янтры. На некоторых изображена свастика, на других - кре­сты, линии, образующие решетку или концетрические квад­раты. Рисунки на печатях, как и янтры, заключены в квадра­ты. В последующие периоды Ведические алтари (примерно 2000 лет до н.э.), полные космической символикой, содержа­ли в плане янтры.